Армилион
Main » Articles » Статьи

Армяне в Африке

Первым армянином, получившим известность на Африканском континенте, считается Нарсес Камсар Персармен — знаменитый полководец византийского императора Юстиниана. В 540 г., находясь на острове Филэ, на границе Египта с Нубией, он запретил языческие богослужения. Вскоре была построена христианская церковь, а через несколько десятилетий нубийцы и часть беджа приняли христианство. Имеются сведения о том, что большая группа армян-монахов бежала от наступающих мусульман из Палестины в Египет, где нашла приют на границе с Нубией.

Григор ВкаясерВ 1082 г. ЕГИПЕТ ПОСЕТИЛ АРМЯНСКИЙ ПАТРИАРХ ГРИГОР ВКАЯСЕР ПАХЛАВУНИ. В Александрии был проведен богословский диспут, на котором армянское и коптское духовенство достигли консенсуса. Позднее в Египет прибывает множество армян. С XI в. в Фатимидской династии шиитов-исмаилитов, царствующей тогда и на территории Египта, формируется династия армянских визирей, которая продолжила свою деятельность вплоть до падения Фатимидов.

Умные, предприимчивые, владеющие иностранными языками армяне были связующим мостом между Эфиопией и внешним миром, прежде всего Европой. Интересно отметить, что эфиопский крест более, чем другие кресты, похож на армянский. Кстати, эфиопы тоже делают кресты-камни. Но они отличаются от армянских хачкаров.

Армяне во многом определяли как внутреннюю, так и внешнюю политику страны. Достаточно сказать, что в 1756-1771 гг. правителем Эфиопии был Микаэль Сыуль, армянин по происхождению — самый влиятельный человек в стране, опытный политик и прекрасный полководец. В Египте именно его считали «императором Абиссинии». И, хотя в Эфиопии всегда проживало не много армян, они занимали должности министров иностранных дел, финансов и торговли, были военачальниками, политиками, дипломатами, разведчиками, крупными торговцами, имели дружеские связи со знатными эфиопскими семьями. Они были важным фактором противодействия мусульманской экспансии в Эфиопию.

Эфиопская церковь издавна поддерживала тесную связь с армянской. В XIV в. на древнеэфиопский язык геэз были переведены жития армянских святых — Святого Григория Просветителя и армянских мучениц Свв. Рипсиме и Гаяне. Кстати, Эфиопская церковь до сих пор празднует их дни: трижды в год — День Святого Григория Просветителя и один раз в год — День Свв. дев Рипсиме и Гаяне.

армянская церковь в ЭфиопииВ Аддис-Абебе была выстроена прекрасная армянская церковь Святого Георгия (Геворга). До ее возведения местные армяне проводили религиозные службы в эфиопских церквах. На церемонии освящения церкви присутствовала жена императора Эфиопии императрица Менен Асфау.

АРМЯНЕ ОСНОВАЛИ МНОГИЕ ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЭФИОПИИ. Их деятельность всячески поощрялась властями страны. После Геноцида армян в Турции народ Эфиопии тепло и доброжелательно встретил армянских беженцев и оказал им всестороннюю помощь. С 1889 по 1974 гг. армянская община Эфиопии значительно увеличилась. В этот период произошли две эфиопо-итальянские войны, в которых активно участвовали армяне. Первое в Эфиопии спортивное общество «Араке», созданное в 20-х гг. XX в., целиком состояло из армян. Потом появился спортивный клуб «Арарат». Действовала и армянская школа «Кеворков». До 1974 г. армянская община была очень активной, имела своих представителей в выборных органах власти. В 1974 г. пришедшие к власти революционеры национализировали всю собственность, заводы, фабрики, ценное имущество, в том числе и принадлежавшее армянам. Большинство армян вскоре покинуло страну, обосновавшись в США, Канаде и Австралии. В Эфиопии осталось не более 500 армян, сегодня их не более 100. В Аддис-Абебе по-прежнему действуют армянская церковь, школа и клуб.

СелассиеВ числе известных эфиопских армян — Геворг Налбандян (1887-1963 гг.) — эфиопский композитор и дирижер, руководитель оркестра «Арпа личоц». В 1924 г. он основал в Иерусалиме духовой оркестр из воспитанников сиротского дома армянского патриаршества. Вскоре будущий император Эфиопии Хайле Селассие I, посетив Иерусалим и послушав выступление сирот, попросил патриарха подарить оркестр ему, пообещав по-отечески заботиться о детях. Патриарх не смог отказать, а регент и наследник престола, усыновив 40 молодых музыкантов, увез их в Адис-Абебу. Здесь под руководством Налбандяна был организован императорский оркестр. А Хайле Селассие I, сдержав свое слово, дал всем юным музыкантам образование, жилье, обеспечил работой. Вершиной творчества Геворга Налбандяна стал национальный гимн Эфиопии, который исполнялся до 1992 года.

Когда в 1935 г. Италия напала на Эфиопию, Геворг Налбандян вместе с оркестрантами «Арпа личоц» и другими армянами сформировали отдельный полк, в который вступили 780 человек. Итальянцы, намеревавшиеся марш-броском пройти через Эфиопию, застряли у местечка Огден, столкнувшись с яростным сопротивлением армянских воинов.

В 1938 г. к Геворгу приехал его 23-летний сын Нерсес, уже имевший опыт преподавания игры на скрипке. Он сразу же стал руководителем хора Армянской церкви, а 1939 г. создал знаменитую хоровую капеллу «Мурадян», выступления которой вызывали восторг. Нерсес Налбандян написал первый эфиопский мюзикл. Он заведовал кафедрой в столичном национальном училище «Георгев», где одновременно руководил организованным им же хором студентов-эфиопов.

Скундер БогосянДРУГОЙ ИЗВЕСТНЫЙ АРМЯНИН ЭФИОПИИ, ГРЕГОРИС БОГОСЯН, был специальным послом эфиопского императора Менелика II в разных государствах Европы. Его сын Хосров стал полковником императорской гвардии. Его сын Александр, больше известный как Скундер Богосян, стал самым известным художником Африки, первым африканским художником, чьи работы выставлялись в Европе. Сегодня его картины находятся в постоянных экспозициях Музея современного искусства в Нью-Йорке, в Музее современного искусства в Париже, Музее-студии в Гарлеме, Национальном музее африканского искусства в Вашингтоне

Личный фотограф императора Эфиопии Хайле Селассие I также был армянином. Наиболее известные снимки императора были сделаны именно Заназаняном. В Аддис-Абебе у него была собственная фотостудия. Он научил своему искусству сына Ерванда, который уже в 9 лет получил свою первую премию, а в 11 лет награду за удачный портрет Ерванду вручил сам император. Дед Ерванда со стороны матери был придворным ювелиром императора. Когда Католикос Вазген I посетил Эфиопию, Хайле Селассие I подарил ему ювелирные украшения, созданные дедом Ерванда. После революции 1974 г. семья Заназанянов эмигрировала в Австралию.

В Аддис-Абебе были хорошо известны и другие армянские семьи — Джерияны, Гарабедяны, Хагопяны, Авакяны. Это были образованные предприниматели, владельцы обувных фабрик, мастерских, кинотеатров…

Харэр Саркис Терзян оказался, пожалуй, первым армянским торговцем оружием в мире. Накануне битвы при Адуа с итальянцами император Менелик II попросил его вооружить эфиопскую армию. В 1890 г. Харэр Саркис был отправлен с секретной миссией во Францию для приобретения огнестрельного оружия. С учетом политической ситуации французы согласились только продать оружие, но отказались предоставить свой флот для его транспортировки в Эфиопию. Тогда Терзян тайно погрузил ящики на голландское судно и перевез оружие во французскую колонию Джибути, а потом на верблюдах доставил его в Аддис-Абебу. Эфиопская армия получила 80000 винтовок, 13 млн патронов, большое количество пулеметов и 33 орудия. Это была крупнейшая сделка на поставку оружия в тот период.

Солдаты Менелика II после битвы пели песни на амхарском языке в честь Терзяна. Саркис Терзян получил особый статус при императоре и помог реализовать ряд национальных проектов. Интересна судьба и его сына Аветиса Терзяна, который был старейшиной армянской общины. Помимо армянского и амхарского языков он владел английским, французским, итальянским, турецким и арабским. С 1928 по 1937 гг. он служил секретарем в Посольстве США, был самым высокопоставленным офицером связи между Посольством США, работал переводчиком.

Император Менелик II очень любил и ценил армян. Личным врачом императора был П. Маркарян, главным архитектором Эфиопии и создателем архитектурного облика Аддис-Абебы — Г.Овьян. Армянские архитекторы и строители в Аддис-Абебе построили первую гостиницу европейского типа — отель «Танту». В Эфиопии хорошо помнят вклад армян в развитие страны и высоко ценят это.

ОЧЕНЬ МАЛОЧИСЛЕННАЯ АРМЯНСКАЯ ОБЩИНА СУЩЕСТВОВАЛА И В СВАЗИЛЕНДЕ. В столице Свазиленда Мбабане была построена армянская церковь Святого Воскресения. Ее основатель Григор Дербелян, проработав много лет в Хартуме (Судан), решил обосноваться в соседнем Свазиленде. Отдыхая в тех краях, они с другом случайно забрели в чудесное место под названием Пайн-Велли (Сосновая долина), неподалеку от Мбабане. Увидев эту землю, Григор решил, что именно здесь хотел бы провести остаток своей жизни. Ландшафты Сосновой долины Григору напомнили Армению, он приобрел 11 акров земли и возвел небольшую армянскую церковь, после чего посадил там 1770 сосен и елей. Рядом с храмом протекает маленькая река, которую Грикор назвал Аракс и даже повесил небольшую табличку с этим названием.

Армянская община Судана сформировалась во второй половине XIX в. Однако первые упоминания об армянах Судана встречаются в XVII-XVIII вв. Например, в этот период активную дипломатическую миссию в Судане осуществляли Егия Енокян и епископ Ованнес. Армянская община традиционно была сосредоточена в трех крупных центрах страны – Хартуме, Омдурмане и Гедарефе. Армяне себя чувствовали здесь особенно комфортно, в окружении местных христиан-коптов. В преимущественно христианском Гедарефе была открыта первая армянская школа. Значительная часть армян оказалась в Судане после Геноцида. Вторая волна армянских мигрантов была зафиксирована в 1950 г. Армяне приезжали не только из провинций Турции, но и из Египта, и Эфиопии. В 1956 г. в Хартуме открылась Армянская национальная гимназия, которая сыграла значительную роль в жизни общины. Многие выпускники гимназии в дальнейшем стали активными деятелями армянских организаций. Церковь Святого Григория Просветителя была построена в 1957 году в Хартуме.

ИМЕННО НАЛИЧИЕ ЦЕРКВИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ не допустило массовой ассимиляции армян Судана. Однако гимназия была закрыта властями в 1977 г. Более того, власти Судана не разрешали христианским меньшинствам вести более или менее активную работу по сохранению своей идентичности и религиозных традиций. После принятия закона о национализации многие армяне лишились принадлежащих им предприятий, в результате чего началась массовая эмиграция из страны. Уезжали в США, Канаду, Великобританию, Египет и Францию. Самыми знаменитыми семьями армян Судана являются Джинджиняны, Позачяны, Енокяны и Самуэляны. Многие представители этих семей проживают ныне в Великобритании и США.

Довольно значительные группы армян и сегодня сохраняются в Египте, Эфиопии и Судане. Они смешались с местными христианами, в основном со знатными коптскими и эфиопскими семьями, и ныне составляют специфическую группу. Армянским языком они не владеют и разговаривают либо на арабском, либо на амхарском языках.

Нелли ХАЧАТУРЯН, «Мост» (приложение к «Голосу Армении»)

Comments 0
Total comments: 0